Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для бизнеса в 2023 году — обзор ключевых изменений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Первый этап рассматриваемой процедуры – выбор кодов ОКВЭД для ИП в 2023 году. Он осуществляется на основании действующего с начала 2017 года справочника кодов, который носит название ОКВЭД-2. При выборе кодов ОКВЭД для ИП необходимо соблюдать несколько несложных рекомендаций:
- количество выбранных видов деятельности не ограничивается, что позволяет указать в регистрационных документах любое их число;
- код влияет на величину страховых взносов (если требуется их начисление и уплата);
- требований к лицензированию отдельных видов деятельности регламентируются на уровне федерального и регионального законодательства;
- допускается добавление новых и удаление старых кодов ОКВЭД в ходе осуществления предпринимательской деятельности, для чего достаточно подать соответствующее заявление в ИФНС и внести изменения в регистрационную документацию.
Выбор системы налогообложения
Ключевая стадия регистрации ИП в 2023 году – выбор подходящей системы налогообложения. Он непосредственно влияет как на требования к ведению бухгалтерского учета, так и на величину фискальных выплат в бюджеты разного уровня.
По умолчанию предусматривает использование ОСНО или общей системы налогообложения. Кроме того, при выполнении ряда дополнительных условий допускается применение одного из трех (после отмены вмененки) специальных налоговых режимов:
- УСН или упрощенка. Допускается применение при размере оборота в пределах 112,5 млн. руб. и численности наемного персонала до 100 человек включительно. УСН предусматривает одну из двух схем расчета налога – от доходов (6%) или от разницы между доходами и расходами (15%). Некоторые регионы вводят пониженные процентные ставки;
- ПСН или патент. Его приобретение предоставляет право заниматься определенным видом деятельности в течение от одного месяца до года. Перечень видов деятельности, для которых разрешено использование патента, ограничен. Допускается применение ПСН при величине оборота до 60 млн. руб. и количестве наемных сотрудников в пределах 15 человек;
- ЕСХН. Допускается использование для ИП, более 70% доходов которого создаются работой в области сельского хозяйства. Налоговая ставка установлена на уровне 6% и применяется к разнице между полученными доходами и расходами.
При выборе системы налогообложения не стоит забывать об еще одной обязанности любого хозяйствующего субъекта, работающего на территории РФ. Она заключается в необходимости платить страховые взносы в ПФР и ФСС.
Структуры, оказывающие поддержку предпринимательству
На территории регионов РФ размещены специализированные центры и фонды, формируемые из средств федерального или регионального бюджета, деятельность которых связана с оказанием помощи и поддержки организациям малого бизнеса. В их числе:
- Гарантийные фонды. Оказывают услуги начинающим предпринимателям в получении финансового пособия, предназначенного для использования на предусмотренные программой цели.
- Венчурные фонды. Выделение ресурсов предусматривает их вложение в направления деятельности, связанные с отраслями инновационных технологий.
- Многофункциональные центры (МФЦ). Консультируют обратившихся граждан по вопросам возможности получения государственного финансирования действующей предпринимательской деятельности с учетом показателей финансовой отчетности компании.
- Центры занятости населения. Основным направлением деятельности выступает предоставление финансовой помощи некоторым приоритетным категориям граждан (инвалидам, безработным, многодетным предпринимателям). Решение по заявке принимается специальной комиссией, изучающей важность области деятельности заявителя для региона, его потребность в получении государственных денег.
Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
- Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» – 2564,0 млн рублей.
- Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» – 261811,3 млн рублей.
- Федеральный проект «Акселерация субъектов МСП» – 167882,2 млн рублей.
- Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» – 40761,01 млн рублей.
- Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» – 8473,8 млн рублей.
Совокупные расходы на национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 31.12.2024 года составят 481,8 млрд рублей, в том числе:
- 416,2 млрд рублей – из федерального бюджета;
- 11,4 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
- 53,9 млрд рублей – из внебюджетных источников.
Инфраструктура поддержки МСП
Ведение предпринимательской деятельности – дело сложное и затратное. С 2019 года в рамках национального проекта поддержки индивидуальных предпринимателей по всей стране открываются центры «Мой бизнес». Каждый центр объединяет в себе ряд объектов инфраструктуры поддержки МСП и предоставляет услуги в режиме «одного окна».
Перечень ведомств, коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса:
-
Министерство экономического развития,
-
Центры занятости населения,
-
Центры инфраструктуры МСП,
-
Региональные администрации муниципального образования,
-
Торгово-промышленная палата,
-
Фонд содействия кредитованию малого бизнеса,
-
Фонд содействия инновациям,
-
Бизнес-инкубаторы,
-
Другие.
Наименование |
Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
Цель разработки национального проекта |
— обеспечение качественных изменений в структуре предпринимательства; |
Срок реализации |
2021 – 2025 годы |
Ожидаемый экономический эффект (в количественном выражении) |
1. Доведение доли МСП в ВВП до 35 %. 2. Рост объема туризма в ВВП до 8,4 трлн тенге. 3. Снижение доли государства в экономике до 14 %. 4. Создание 995,3 тыс. рабочих мест, в том числе: |
Ожидаемый социальный эффект (в качественном и/или количественном выражении) |
1. Трудоустройство граждан на постоянные рабочие места – 1,7 млн человек; |
Объем финансирования, необходимый для реализации национального проекта |
8 455 329 919 тыс. тг., (в том числе республиканский бюджет – 1 030 884 427,0 тыс. тг., местный бюджет – 124 695 492,0 тыс. тг., внебюджетные средства – 7 299 750 000,0 тыс. тг.): |
Информация по подписанным проектам по субсидированию в разрезе регионов по состоянию на 01 октября 2022 года:
Регион
|
Кол-во проектов
|
Сумма кредита, млн. тенге |
Акмолинская область |
67 |
27,350 |
Актюбинская область |
77 |
39,798 |
Алматинская область |
80 |
134,289 |
Атырауская область |
35 |
24,238 |
Восточно-Казахстанская область |
60 |
43,951 |
г. Алматы |
113 |
183,998 |
г. Нур-Султан |
75 |
94,792 |
г. Шымкент |
82 |
80,427 |
Жамбылская область |
46 |
57,545 |
Западно-Казахстанская область |
53 |
29,759 |
Карагандинская область |
52 |
50,613 |
Костанайская область |
68 |
33,196 |
Кызылординская область |
37 |
4,547 |
Мангистауская область |
59 |
22,195 |
Павлодарская область |
40 |
58,419 |
Северо-Казахстанская область |
51 |
43,089 |
Туркестанская область |
59 |
34,739 |
итого: |
1 054
|
962 943 |
Чем грант отличается от субсидии
Нередко граждане путают такие понятия, как гранты от государства и субсидии. А в различных информационных ресурсах можно встретить эти термины, как слова-синонимы, что не совсем правильно. Основные отличия гранта от субсидии кроются в следующих моментах:
Грант | Субсидия |
Для получения суммы нужно составить четкий бизнес-план, собрать документы | Потенциальный получатель изначально тратит свои деньги, а после просит возмещения путем подачи заявки. При этом факт траты подтверждается документально |
Для одобрения достаточно иметь 15–30% собственных средств (необязательно денежных) | Необходимо вложить в бизнес 100% необходимых средств |
Деньги поступают в несколько этапов – траншами | Поступает полностью |
Может быть выдан несколько раз, если предприниматель успешно реализовал свою идею | Выдается единожды |
Кроме того, гранты и субсидии выдают разные инстанции. А вот когда речь идет о понятии гранты предпринимателям в форме субсидии – это может означать, что поддержка осуществляется, например, в виде кредита, часть долга по которому покрывает государство.
Рассмотрим две наиболее популярные формы ведения бизнеса: ИП и ООО
Такая форма осуществления предпринимательской деятельности, как ИП, больше подойдёт для тех, кто только начинает свое дело и находится на старте реализации себя в качестве успешного бизнесмена. Это, прежде всего, обуславливается тем, что большинство процедур по регистрации, ликвидации и ведению такого субъекта происходят гораздо проще и быстрее, а также требуют минимум усилий, нежели реализация вышеуказанных процедур для юридического лица. Еще одним преимуществом выступает, то что регистрация гражданина в качестве ИП позволяет вести бизнес не только в регионе по месту своего жительства, но и в абсолютно любом субъекте Российской Федерации.
Основными критериями, которыми должен обладать гражданин для того, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являются: наличие полной гражданской дееспособности, наличие действующего паспорта и ИНН, наличие постоянной или временной прописки на территории РФ.
Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях
Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.
Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.
Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.
Юридическая сила свидетельства
По законодательству РФ индивидуальный предприниматель действует на основании своей правоспособности, то есть право на осуществление коммерческой деятельности и последующее получение прибыли закрепляется за бизнесменом в момент регистрации в ИФНС. В тот самый, когда состоявшийся бизнесмен получает на руки регистрационные документы.
Многие бизнесмены считают, что полномочиями их наделяет свидетельство о регистрации ИП, но это заблуждение. Ни один регистрационный документ не может наделить предпринимателя правами. Так вам скажет любой юрист, осуществляющий юридическую консультацию.
Вопросы по оформлению бумаг возникают из-за проведения аналогии с юридическими лицами. Вот они-то не могут действовать самостоятельно, поскольку организацию может образовать несколько соучредителей. Все права, обязанности и доли в капитале распределены между ними уставом предприятия, поэтому во многих договорах, актах и схожих бумагах от ЮЛ можно встретить формулировку «… действующий на основании…».
Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:
- создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
- разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
- деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
- создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
- деятельность по технической защите засекреченной информации;
- производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
- разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
- разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
- разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
- разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
- хранение и уничтожение химоружия;
- эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
- деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- производство лекарственных средств;
- производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
- оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
- деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
- пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
- перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
- пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
- перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
- пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
- перевозки ж/д транспортом пассажиров;
- перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
- погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
- погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
- деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
- частная детективная и охранная деятельность;
- заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
- содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
- предоставление услуг связи;
- теле- и радиовещание;
- изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
- применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
- образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
- деятельность в сфере освоения космоса;
- геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
- выполнение маркшейдерских работ;
- воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
- гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
- деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
- реализация лекарственных препаратов;
- сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
- осуществление экспертизы промбезопасности;
- обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.